Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

 

МБДОУ Детский сад "Теремок" №27 поселка Комсомолец

игры и упражнения для развития фонематического слуха

 

 

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
В случае фонематического недоразвития ребенок смешивает звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, не различает свистящие и шипящие, "Р" и "Л", "Ц" и "Ч" и другие.  Разрешите предложить вашему вниманию некоторые игры, способствующие развитию фонематического слуха.
Игра № 1 "Кто больше"
Рассматривая вместе с ребенком картинки в книге, предложите ему найти среди них те, в названиях которых есть звук "Р" (звук "С", "Ш", "Ц" и другие). За каждое названное слово дается поощрительное очко. Помогите ребенку, если он затрудняется, назовите несколько слов сами, выделяя заданный звук голосом, увеличивая длительность его произнесения.
Игра № 2 "Придумай больше"
Взрослый, называя какой-нибудь звук, просит ребенка придумать  слова, в которых встречается заданный звук. Играть можно, передавая мяч. Если задание выполнено верно, взрослый и ребенок меняются ролями.
Игра № 3 "Синий - белый"
Для игры нужно приготовить два кружка (например, синий и белый). Взрослый предлагает ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ("С", "Ш", например). Если в предлагаемом слове заданный звук есть, ребенок поднимает синий кружок, если нет - белый. Не забудьте поменяться ролями во втором туре.
 Игра № 4 "Кто внимательнее"
Взрослый показывает картинки и называет их. Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук "З". Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.
Игра № 5 "Звенит-"жужжит""
Взрослый предлагает ребенку задумать слова со звуками "З" и "Ж". затем следует просьба произнести задуманные слова по очереди. Если в слове есть "З", взрослый констатирует: "Звенит". Если присутствует "Ж": "Жужжит".
Игра № 6 "Цепочки слов"
Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?
Игра № 7 "Отстукивание слогов"
Взрослый напоминает ребенку, что каждое слово можно "отстучать" или "отхлопать" по количеству слогов: МА - ШИ - НА, БА-РА-БАН, ДОМ. Затем водящий громко и отчетливо называет слово. Играющий   в ладоши отхлопывает это слово. Если ребенок затрудняется, нужно "отстучать" слово вместе с ним.
Игра № 8 "Есть волшебные слова, скажешь слово - слышишь два"
Есть слова, в которых слоги можно поменять местами, получив при этом новое слово. Прислушайтесь, произнося быстро слова  "СОСНА". "ВЕСНА",Слышите, получаются слова "НАВЕС" и "НАСОС". У поэта А.Шибаева этому явлению посвящены такие строки:
- Зверек, зверек, куда спешишь, как звать тебя, малышка?
- Бегу в КА-МЫШ, КА-МЫШ, КА-МЫШ, Я - МЫШ-КА, МЫШ-КА, МЫШ-КА!

Отец работать научил смышленого Данилку:
Отец КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ, КУ-ПИЛ - Данилке ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ, ПИЛ-КУ.

У меня, промолвил дед, ни забот, ни горя нет.
Захочу, отдохну, есть моложе руки,
Чуть КИ-ВНУ, КИ-ВНУ, КИ-ВНУ - Мчатся ВНУ-КИ, ВНУ-КИ.

Говорит Ивану ганка: - Глянь-ка, БАН-КА, БАН-КА!
- Где КА-БАН, КА-БАН, КА-БАН? - удивляется Иван.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"