Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. (Консультация)
В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитие речи, хотя они здоровы, не страдают нарушениями слуха или поражениями центральной нервной системы. Главная причина этой проблемы общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук.Существует множество всевозможных игр, игрушек, центров для развития движения рук.
Но кроме них мы можем развивать мелкую моторику у детей раннего дошкольного возраста посредством формирования у них, культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания во всех режимных процессах: питание, одевание, раздевание, умывание. Среди основных приемов, способствующих формированию культурно-гигиенических навыков, на первом месте стоит прямое развитие данных навыков – показ, указание, напоминание, совместная деятельность с ребенком, используется так же художественное слово (различные пальчиковые игры, потешки, игровые и проблемные ситуации, направленные на развитие самостоятельности в самообслуживании, а в свою очередь и на развитие мелкой моторики).
Тренировать пальчики можно с помощью игр "Кукла Маша обедает", или "Давай научим Мишку кушать", с помощью кукольной посуды взрослый показывает ребенку процесс кормления, малыш учится держать ложку в правой руке, тремя пальцами, развиваются соотносящие движения рук. В процессе самостоятельного приема пищи ребенок учится аккуратно есть, а для улучшения аппетита и активизации самостоятельности ребенка можно применять чтение потешек и стихов (Взрослый берет в руки куклу: -Это -хорошая девочка! А зовут эту девочку - Маша! А это её тарелочка, а в этой тарелочке?... Нет не каша, нет не каша..., не угадали!!! Села Маша-съела кашу, всю -сколько дали!)
Дома на кухне можно заняться ребенком несложными делами (Очищать крутые яйца, чистить апельсины и мандарины, очищать фисташки и семечки руками, лепить пельмени, печенья из теста, перебирать собранные ягоды и т. д)
Очень важно одевание-раздевание, учим детей самостоятельно одеваться и раздеваться, размещать свои вещи в шкафу, складывать и
развешивать одежду на стуле перед сном. Учим пользоваться различными видами застежек: молнии, шнуровки, липучки, пуговицы, кнопки. Это
хорошо способствует развитию ручной моторики, движения обоих рук становятся более согласованными, движения пальцев дифференцированными. Для мотивации и повышения заинтересованности детей при воспитании этих навыков взрослый может использовать упражнения : «Туфельки поссорились -подружились», «Сделаем из носочка гармошку», «Поучим зверюшек застегивать пуговицы», «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки», чтение художественной литературы (З. Александрова: «Катя в яслях», «Мой мишка», потешки: «Наша Маша, маленькая» и др.)
При развитии у детей навыков умывания, учим засучивать рукава, намыливать руки и, мыть их прямыми движениями, отжимать руки после мытья,
вытирать руки полотенцем. Эти простые действия развивают соотносящие движения рук и тонкие движения пальцев. Пальчиковые упражнения связанные с водой, (ребенку делают контрастные ванны кистей рук с их периодическим обливанием теплой и прохладной водой) «Рыбки», «Льется чистая водичка» положительно воздействует на суставы и на эластичность и подвижность связочного и мускульного аппаратов. Это улучшает функции рецепторов проводящих путей и усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. Также развитию мелкой моторики и формированию навыков умывания способствуют упражнения «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем мишке как вытирать руки и лицо полотенцем» Так же, необходимо давать детям для стирки различные платочки, кукольную одежду, игрушки, давать детям мыть посуду и овощи, вешать белье на веревку с помощью прищепок – это является хорошей тренировкой в развитие ручной умелости. Воспитывая культурногигиенические навыки у детей, выполняя различные упражнения, пальчиковые игры, мы достигаем у малышей хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений – это в дальнейшем облегчит приобретении навыков письма.